Душевное равновесие — то, к чему мы все стремимся и в чем более-менее пребываем. Хотя вывести из него можно любого, поводов предостаточно. Но в зависимости от количества ресурсов, мы можем восстанавливаться легче или тяжелее.
Надо помнить — и мы на консультациях это всегда обсуждаем — что есть обязательные ориентиры, которые должны быть приняты во внимание, если состояние душевного равновесия сохраняется с большим трудом. Суть в том, что это равновесие — баланс человека и окружающего мира. А так как сам человек одновременно существо и общественное, и биологическое, то и особенности баланса определяются специфическими чертами его биологии и социальных взаимодействий.
Под биологией здесь подразумеваются наши индивидуально-типологические особенности, так или иначе заложенные в генотипе. Что мы должны учитывать?
Темперамент — врожденный, мало изменяющийся в течение жизни тип нервной деятельности. Хотя психофизиологи к сегодняшнему дню нашли уже массу подтипов, наиболее очевидными для практического употребления остаются четыре гиппократовских: холерик (хорошо описанный А.Дюма Д’Артаньян), сангвиник (Атос), меланхолик (Арамис), флегматик (Портос). И тут, конечно, не о сочетании желчи, крови и слизи в организме идет речь, а о силе и устойчивости нервной системы: холерик возбудимый и слабый, сангвиник возбудимый и сильный, меланхолик ранимый и слабый, флегматик тормозной и сильный. Эти параметры, кстати, обусловливают нашу работоспособность — кто-то эффективен в работе наскоками, кто-то медлителен, но планомерен, кто-то — долго запрягает и быстро едет.
Характер первичного реагирования организма на стресс. У первого типа преобладает психомоторная активность, готовность агрессией или бегством реагировать на любую опасность (причем все равно, относится ли это к прямой угрозе жизни или к потере процентов по вкладам). У второго возникает реакция замирания — организм притворяется неживым, стремясь укрыться, сжаться в комок, затаить дыхание.
Оба типа отличаются друг от друга преобладанием разных реакций вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной (гормональной) систем.
По легенде Александр Македонский по этим признакам формировал себе фалангу. Он ходил перед строем и внезапно бил солдата по лицу. Если тот краснел — Макдонский его брал, если бледнел-нет. Сейчас таким способом диагностики врачи, конечно, не пользуются — есть тесты более деликатные. Но суть их остается той же — выяснить первичную вегетативную реакцию на стимул.
Оба этих биологических ориентира — темперамент и вегетативное реагирование — определяют спектр эмоциональных реакций на разные события жизни и выбор типичных психологических защит как наиболее подходящих для конкретного человека. А кроме того — предрасположенность к тем или иным соматическим заболеваниям, имеющим в генезе неадекватное применение этих защит в борьбе с текущими жизненными проблемами.
Помимо врожденных биологических параметров душевного равновесия, требуется анализ типологии социальных взаимодействий.
В силу того, что человек является продуктом не только биологии, но и общества, душевное равновесие зависит от его востребованности и успешности среди других людей. Поэтому необходимо понять особенности взаимодействий в устойчивых социальных группах. Такими группами для нас является родительская семья, собственная семья, трудовой коллектив, группа общения по интересам. В каждой из них мы занимаем определенное положение, которое так или иначе соотносится с нашими взаимными в друг друге необходимостями — я играю роль, которая предписана группой, группа создает для меня более или менее благоприятные условия существования.
И здесь, в отличие от вполне понятных для врача индивидуальных биологических особенностей стрессоустойчивости, у каждого человека имеется сложнейший, уникальный узор взаимодействий с разными группами, каждая из которых имеет особенности и предъявляет свои требования, зачастую противоречащие требованиям других групп. И человек так или иначе постоянно вынужден между многими огнями находить какие-то компромиссы, устраивающие всех — и его маму, которая не хочет признавать право сорокалетнего на самостоятельный выбор, и жену, требующую одновременно ласки, заботы о детях, внимания к ее родителям и непрерывного роста доходов, и начальника, обязывающего работать круглые сутки и непременно участвовать во всех корпоративах до положения «на бровях», чтобы не отрывался от коллектива, доказывая лояльность и обеспечивая бонусы.
Только разобравшись во всем этом, можно помочь человеку понять его сильные и слабые стороны, точки опоры. Естественно, подобный анализ занимает немало времени и, как показывает наш собственный опыт, не может быть подменен никакими стандартными диагностическими (медицинскими и психологическими) методиками. И точно так же, помощь в самоопределении и приобретении душевного равновесия не может быть подменена проработкой какой-либо одной стороны проблемы личности — о биологическом ли обеспечении стрессоустойчивости идет речь, о структуре характера, о страхах, мотивации или локусе контроля. Каждый из нас имеет право знать о себе столько, что позволит управлять своим душевным равновесием. А задача консультанта состоит в том, чтобы показать взаимовлияние всех этих сторон в конкретной жизни конкретного человека.
В сущности, оно ведь и представляет собой здоровье. Ведь если у нас нет физических болезней, но нет и этого равновесия, мы не можем быть здоровы по-настоящему.