При условии, если его обладатель всерьёз считает: все, что я вижу, слышу, чувствую, знаю, понимаю, помню — это все так и есть на самом деле, именно так это все и для других. А для кого не так — тот тупой недоумок, которому обязательно надо показать, как мир на самом деле устроен.
А миров этих ровно столько, сколько живущих. У каждого он, этот мир, свой. В чем-то миры могут совпадать, и тогда возникает иллюзия под названием «объективность». Которая рассыпается сразу же, когда оказывается, что такие совпадения — это действительно только совпадения. Что на самом деле даже вроде бы одно и то же значит для каждого что-то уникальное свое, совсем не похожее. И что лучше вообще ограничиться вот таким вот сиюминутным согласием, не пытаясь его сделать еще более определенным — точно можно провалиться в непонимание, разочаровывающее все вдруг совпавшие в чем-то стороны.
Это, конечно, не так просто делать, как говорить. И начать имеет смысл с простого допущения: моя кочка зрения — это именно моя кочка. С соседней, если мне же на нее перейти, все видится уже несколько иначе. Вроде то же самое, а чего-то вдруг вылезает, чего совсем было не видно с моей кочки. И, наоборот, прячется то, что было с моей видно. Вот с такого допущения может начаться интерес: а как ты это видишь? Я вижу так, а ты как? Чего я не вижу, чего видишь ты?
То есть может появиться это самое «ты» в отличие от тотально-экзистенциального «я». И не для того, чтобы было кому говорить: «дурак ты, и уши у тебя холодные». А для того, чтобы с помощью другого-друга видеть то, что сам видеть не в состоянии. Ведь только тогда, когда одно и то же несколько разных людей видят каждый со своей кочки, да еще и не спорят, чья кочка правильнее, а с интересом делятся каждый своим взглядом, с еще большим интересом принимая взгляды остальных — вот только тогда и только на это время может действительно появиться объективность.
И сознание только тогда и только на это время можно действительно считать сознанием.