Школьный психолог/Первое сентября. 2004, №30
Тело человека — это его индивидуальная биология, которую процесс социализации подчиняет своим целям и задачам. Путь, который проходит тело в онтогенезе, — это путь превращения биологически заданного объекта в средство деятельности обладающей им личности.
Лингвистически такая трансформация фиксируется терминами «сома» и «соматика». Первый (от греч. soma — тело), не представленный в русском языке, принципиально противопоставляет человеческое тело другим телам физического мира. Второй (означающий «телесный», в противоположность «психическому») употребляется в настоящее время исключительно в сложных словах «психосоматика», «психосоматический». Если отвлечься от негативного — медицинского — содержания этого термина, то в нем прослеживается ключевое качестве тела — его одушевленность. В психосоматическом единстве тело представляется инструментом психики, которая, в свою очередь, является свойством тела как высокоорганизованной материи (отсюда — и понятие «организм»).
КАЧЕСТВЕННЫЕ СКАЧКИ
Проблема соотношения биологического и социального в процессе развития является постоянным предметом обсуждения в науках о человеке. Эта проблема актуальна в связи с попытками прогнозирования тенденций эволюции. Популяционные изменения, начало которых многочисленными исследователями связывается с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, проявляются в виде резкой гетерохронности и дискретности формирования функциональных систем детского организма, в первую очередь — системы нервной регуляции.
Условия существования человека продолжают меняться с увеличением влияния прогресса — этот фактор можно назвать социально-экологическим. Для ответа на вопрос, как это соотносится с биологическими процессами организма, нужно рассмотреть начало жизни нового человека и представить, что влияет на его развитие в современном мире.
Попытаемся обозначить основные факторы, которые негативно влияют на психосоматическое развитие ребенка. Под этим подразумеваются особенности обеспечения условий развития организма, которые существуют в современном обществе. В первую очередь это относится к охране материнства и детства, профилактике и своевременности лечения заболеваний.
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ «БИОЛОГИЧЕСКОЕ»
Различные варианты нарушений психосоматического развития, которые проявляются после рождения ребенка, имеют своей причиной отклонения в протекании внутриутробного периода. Здесь существует масса факторов, хорошо известных специалистам, и в первую очередь — хронические инфекции матери, вирусные заболевания, которые малочувствительны к антибиотикам (что особенно воздействует на созревание нервной системы).
Следующим фактором является хроническое отравление плода продуктами обмена в организме матери при наличии у нее различных заболеваний пищеварительной, выделительной, эндокринной и дыхательной систем. Несовершенство морфогенеза в этом случае обусловлено дефектным материнским пластическим материалом, который плод использует для своего роста. Наиболее показательны в этом отношении кожные заболевания, которые имеют нейровегетативный характер и часто осложняются бронхоспастическими процессами.
Таким детям свойственны подверженность инфекционным заболеваниям, вялое и длительное их течение со склонностью к переходу в хроническое, различные аллергические реакции.
У них в целом снижены резервы созревания, что ведет к диспропорции функциональных систем организма. При этом часто отмечается ускорение темпов моторного развития. Реакция на стимулы быстрая, но и истощаемость повышенная. Поэтому в учебе ребенку будут присущи снижение внимания, работоспособности и настроения .
ЗАПУСК ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
Следующим этапом, на котором возможны различные повреждения, являются роды. Известно, что нормальный период изгнания плода должен быть достаточно долгим. Дело в том, что ритмически протекающий процесс родов дает возможность перестройки регуляторных и метаболических систем плода и запуска функциональных связей, обеспечивающих жизненно важные рефлексы новорожденного. Нарушения ритмики данного периода (стимуляция, кесарево сечение, анестезия) ведут к отставанию формирования рефлекторной сферы (на которой в дальнейшем строится вся психомоторика ребенка).
Кроме того, в период родов нередки травматические повреждения. Они касаются как головного мозга, так и периферических отделов нервной системы. Кесарево сечение сопровождается резкой сменой давления (околоплодного на атмосферное), что приводит к гидродинамическому удару вещества мозга о черепную коробку и расширению мозговых желудочков. Этот фактор обусловливает стойкое повышение внутричерепного давления. Стремительные роды часто сопровождаются микроанатомическими повреждениями в шейном и пояснично-крестцовом отделах позвоночника, являясь причиной травматического радикулита. Развитие мышц плечевого пояса задерживается, сужая моторную зону ориентировочного рефлекса новорожденного. В дальнейшем это сказывается на мелкой моторике, что естественно проявляется в проблемах письменной речи. Повреждения пояснично-крестцового отдела могут повлечь за собой такие нарушения, как косолапость, плоскостопие, энурез, энкопрез.
Часто выставляемый диагноз «минимальные мозговые дисфункции» при неврологической симптоматике заставляет родителей относиться к этому как к органическому заболеванию. На самом деле речь идет именно о дисфункции, то есть о недостаточно сформированной взаимосвязи функциональных систем, обеспечивающих слаженную работу мозга по организации сложнокоординированных форм поведения.
НАЧАЛО ВОСПИТАНИЯ
В период новорожденности уход — основное содержание социальных воздействий. В дальнейшем он становится второстепенным, автоматизированным и входит в систему общения как один из обязательных элементов, а эмоциональный контакт становится все более осознаваемым и родителем, и ребенком.
Мать, будучи основным представителем внешней среды (как биологической, так и социальной), является для новорожденного универсальным средством поддержания жизнедеятельности. Мать, как позитивный условный раздражитель, вызывает положительные эмоции сначала по мере удовлетворения потребности, затем — в предвосхищении, а далее и вне ее. Таким образом происходит преобразование биологического малодифференцированного аффекта в культурный эмоциональный комплекс, который в дальнейшем играет роль мотивационного ядра личности. Это преобразование становится решающим шагом в развитии психики ребенка по пути «очеловечивания».
Материнское молоко необходимо не только для развития иммунитета ребенка и лучшего эмоционального контакта с родными. Естественное вскармливание, кроме всего прочего, способствует формированию правильной артикуляции.
Непосредственное взаимодействие ребенка и взрослого реализуется в комплексе оживления. Он выражается в эмоциональных и двигательных реакциях на значимых взрослых и влияет на дальнейшее сенсомоторное развитие. Доказано, что необходимые для развития двигательной активности тонические реакции образуются из более простых врожденных рефлексов под влиянием прикосновений взрослого, его действий с телом ребенка.
В настоящее время этот непосредственный контакт становится все меньше за счет использования памперсов, позволяющих долгое время не переодевать ребенка. Такая, казалось бы, удобная для родителя вещь, как памперс, является причиной более позднего привыкания к опрятности. Ребенок, которого заворачивают в пеленки или ползунки без памперса, почти сразу после мочеиспускания ощущает дискомфорт и реагирует на него криком, привлекая внимание взрослого. Задержка формирования «сфинктерных» рефлексов определяет предрасположенность к заболеваниям урогенитальной системы.
ГДЕ ПРОБЛЕМА ЗАРЫТА
Еще одна важная характеристика комплекса оживления — это познавательный интерес. Биологический ориентировочный рефлекс в нем трансформируется в исследовательскую деятельность. Основным средством ее становится перемещение в пространстве.
Ребенок последовательно учится дотягиваться до предметов, переворачиваться, ползать, садиться и только затем вставать и ходить. Эта последовательность обусловлена логикой созревания нервной системы и реализуется в общении с окружающими людьми. Дело в том, что ребенок интересуется предметами окружающего мира, когда в этот мир включен значимый взрослый. И если взрослые вокруг ребенка только стоят или ходят, то он тоже будет стремиться встать и ходить намного раньше положенного срока. Поэтому очень важно, чтобы взрослый, занимаясь с ребенком, находился в его двигательном пространстве.
Логика освоения движения формирует познавательную сферу ребенка, подчиняя тело психическим задачам изучения окружающего мира и делая инструментом психики. Устойчивость, целенаправленность и целесообразность двигательных актов являются основой внимания.
Становится понятным, почему у детей, которые практически не ползали и очень быстро начинали ходить, в последующем возникают проблемы, которые мы называем дефицитом внимания. Даже здоровая, готовая к новым формам движения (например, ползанию) нервная система ребенка, вовремя не получив социальной стимуляции в совместной деятельности, не развивается должным образом. Родителям кажется, что быстрое развитие, когда ребенок раньше других встает, ходит, говорит,- это правильно, этим можно гордиться. На самом деле пропущенный этап психомоторного развития и несвоевременное освоение более поздних этапов серьезно сказываются на всем ходе развития. К сожалению, чаще всего это выявляется только при поступлении ребенка в школу.
Проблемы внимания и мотивации также берут свое начало из раннего возраста. Это же касается проблем крупной и мелкой моторики. Предметно-манипулятивная деятельность, не подкрепляемая взрослым, ведет к ограничению задач и способов действования с объектами и орудиями.
Недостаточность развития моторики сказывается и на речи ребенка. Помимо сложностей артикуляции (одного из компонентов мелкой моторики), проблемы речи проявляются в трудностях соотнесения конкретного действия и предмета с его обозначением. Конкретность речи необходима на раннем этапе развития для установления взаимопонимания между взрослым и ребенком, между ребенком и сверстниками, а также для овладения собственной произвольностью.
ОРИЕНТАЦИЯ НА УСПЕШНОСТЬ
Любая деятельность как функциональная система состоит из трех взаимосвязанных элементов: мотивационного, регулятивного и операционального. Применительно к учебной деятельности первый из них определяет уровень познавательного интереса, второй — степень зрелости самоконтроля, а третий — развитость познавательных процессов и общения.
Выделенные элементы также обладают системными качествами, имея центральный (психический) и исполнительский (соматический) компоненты. Как периферия без центра не в состоянии осуществить адекватные действия, так и центр без периферии не может быть должным образом организован. Поэтому при рассмотрении проблем учебной деятельности очень важно обращать внимание и на ее соматическую составляющую.
В настоящее время мы становимся свидетелями значительного омоложения образования. Под этим подразумевается не только снижение возрастной планки приема в школу, что, как известно, критиковалось видными отечественными психологами, в первую очередь Д.Б. Элькониным. Он со всей определенностью описал психологические особенности 6-летних детей, требующих совершенно особого подхода по сравнению с 7-летними.
В последние годы как минимум в два раза увеличился объем образовательных дисциплин. Как бы само собой разумеется, что при поступлении в школу дети уже должны уметь читать и считать в пределах десятка, чтобы быстрее включиться в более широкую образовательную сферу. Повсеместно практикуется обучение в детских садах уже с 3-4-летнего возраста. Для детей, не посещающих детский сад, организуются различные «курсы» для подготовки к школе, фактически дублирующие программу первого класса.
В школе же, кроме обычных чтения, письма, арифметики, преподают иностранный язык, информатику, экономику, логику и другие дисциплины, требующие большого интеллектуального напряжения. Действительно, научно-технический прогресс требует от системы образования более интенсивной передачи знаний, умений и навыков будущим членам общества. Эта интенсификация и вынуждает к более раннему началу обучения и увеличению его темпов и объемов.
Общественное мнение, ориентированное на необходимость большого объема знаний как на показатель успешности ребенка, создает систему родительских ожиданий от образовательных учреждений. Детские сады, имеющие программы раннего развития, более востребованы. Так же как и школы повышенного уровня обучения, которые готовят в вуз гораздо надежнее общеобразовательных.
ЛОГИКА СОЗРЕВАНИЯ
Трудно дать однозначную оценку этому явлению. Но надо понимать последствия такой интенсификации, соотнося их с разными знаниями о закономерностях человеческого роста и развития. Ребенок, организм которого не справляется с грузом социальной ответственности, начинает болеть. Болезнь при этом рассматривается как досадная помеха, напрасная потеря времени и возможностей, требующая скорейшего излечения любой ценой.
Больной ребенок — безнадежно отстающий ученик. Преодоление отставания требует еще большего физического напряжения, что ведет к последующим срывам и новым заболеваниям. Круг замыкается на психосоматическом (уже негативном) уровне. Отсюда вывод: высокий уровень заболеваемости в среде учащихся обусловлен истощением адаптационных возможностей организма в условиях образовательного дистресса.
В целом наше отношение к психосоматической патологии складывается из представлений о длительно существующем несоответствии между социальными ожиданиями от ребенка и возможностями гомеостаза по обеспечению социально приемлемой деятельности. Направляя усилия на эту деятельность, организм как психосоматическая система перераспределяет энергию, обкрадывая социально «незначимые» функциональные системы, которые становятся почвой для разворачивания патологии.
Выход из сложившейся непростой ситуации видится все в той же индивидуализации обучения детей, имеющих изначально различные темпы созревания. При такой дифференциации понятия «отстающие» и «успевающие» теряют свою окраску, определяя лишь ту уникальную логику созревания, согласно которой должен быть организован учебный процесс.