В который раз задаемся вопросом: что ж это нас, врачей, в педагогику занесло?
Что в психологию — понятно. Без знания хотя бы ее основ теперь разговор с пациентом не получится. Он-то всегда в психологии силен и сразу вычислит: если вы от него только за медицинскими терминами прячетесь — невежда вы, пусть и специалист хороший. И не выздоровеет вам, невежде, назло!
А с педагогикой все тоже просто. Потому что предмет педагогики — это воспитание и обучение. Если вы родители — хочешь-не хочешь, но педагогикой занимаетесь. Голос повысили, ремень в руки взяли, шнур компьютера спрятали, карманных денег лишили — все, применяете воспитательные воздействия. Даже если и не знаете об этом — деваться уже некуда.
Если к тому же вы имеете специальное образование — тем более. Потому что вас учили — кого, как, когда и чему учить положено. А потом, когда сами начали учить — добавляли и добавляют вам сверху этих «как» и «чему». Всегда — раньше, больше и быстрее. И никогда — попозже, поменьше и помедленней.
Ну, хорошо, а врачи здесь при чем?
А притом, что объект деятельности у нас с вами один и тот же. Кого родители воспитывают, а педагоги учат, мы — лечим.
Понятно, что это за объект? Конечно, понятно — дети. Которые растут и развиваются не как лопухи и полынь — тех дождем полило, солнцем согрело — все, джунгли непроходимые!
Детям для роста и развития помимо питания требуется восПитание. И обУчение. Без которых они человеками никогда не станут.
Так что для ребенка окружающая среда — это мы, его родители, воспитатели, учителя. Наше с ним общение и педагогические воздействия.
Эта среда совсем на природную не похожа. В природе все просто — или здоров, или съеден. Или смышлен, или съеден. Или нападаешь, или съеден. Без вариантов.
У нас все наоборот. Чем больнее, глупее, агрессивнее — тем больше с тобой возятся. Чем умнее, здоровее, бесконфликтнее — тем меньше на тебя обращают внимания. Правильно, ведь надо, чтобы в итоге получился человек. А не инвалид и не гений. Обществу такие ни к чему.
Получается, что понимаем мы это или нет, но своим воспитанием и обучением лепим из ребенка то, что обществу надобно. Мы — разные, дети — разные, а лепить стараемся одно. С кем-то получается лучше, с кем-то — хуже. Кого-то приходится вытягивать, кого-то — окорачивать. Прокрустово ложе, да и только!
Ну что, понятно теперь, от чего дети болеют?
Правильно, от болезнетворных факторов окружающей среды. То есть — от перегибов воспитания и обучения!
А лечить их кому? Нам! Вы перегибаете, а ведете к нам — лечите! Назначайте антибиотики, психотропы, иммуностимуляторы. Назначаем. Помогает на какое-то время. А вы снова перегибаете. Опять к нам — лечите! И так без конца.
Проблема в том, что педагогика не бактерия, антибиотиком ее не проймешь. Все равно от ребенка не отстанет. И значит — будет создавать для него патогенетические условия дальше. Если не поймет, какие из них — патогенетические, болезнетворные. А какие -саногенетические, исцеляющие.
Вот и получается: знать врачам педагогику — это значит понимать, что вы с ребенком такое делаете, отчего его приходится к врачам тащить.
Ну а о том, что ценного педагоги получают от врачей — в продолжении. Следите!
В рубрику «Почитаем?» или в ссылки я бы добавила Евгения Комаровского, детского врача. Его книга «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» точно в тему Вашего сайта
У нас здесь другая тематика.
to Korael
А вообще, вы что-нибудь знаете про Комаровского? Очень интересует ваше мнение, по поводу его книг. Можно ими руководствоваться, или есть более толковые пособия для родителей?
Готовимся к рождению ребенка и я перекапываю сеть в поисках информации по здоровью и воспитанию. Сведения часто противоречивые, поэтому рекомендации знающего человека очень интересны.
Самый толковый способ, наверное, самый непростой — найти своего доктора.
Дело в том, что процесс зачатия, беременности, рождения, воспитания — динамический, напрямую отражённый в нашем собственном поведении и мироощущении. Существуют советы практического свойства по гигиене детства. Моё педиатрическое мнение, разработки данной дисциплины наиболее преуспели на кафедрах «взрослых» медицинских университетов, так называемой «пропедевтике детских болезней». Дело в том, что любая научно-популярная литература — суть упрощение, верхний слой взаимозависимостей ситуации и принимаемых решений. В контексте онтогенеза, то есть личностного развития, намного важнее именно динамическое обозревание происходящего с ребёнком — а это может дать только человек со стороны.