Прямо-таки поразила мысль: современную эпоху все называют веком информации, но никто не называет веком знаний.
И это правильно! Потому что информация — это ещё не знание. Это всего лишь сведения о чем-либо.
А чтобы сведения стали знанием, их необходимо осмыслить. К ним должны быть применены мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация.
И все это для того, чтобы сделать умозаключение. Вот тогда из информации может получиться знание. А знание — это алгоритм правильного действия. К которому, между прочим, относится и отсутствие такового.
В настоящее время объем действительно новых открытий и изобретений на порядки меньше, чем сведений о них. Поэтому складывается впечатление, что нового знания очень-очень много. А на самом деле, много лишь источников, способов и вариантов его освещения. И искажения — намеренного и непреднамеренного.
Изобилие информации, производством которого занята значительная часть человечества (а все остальные заняты её потреблением) приводит разум в полнейшее оцепенение. И возвращает его в состояние животного — инстинктивного — реагирования на воспринимаемое. А инстинкты — это единые для всего животного мира, автоматические правила поведения, которые обеспечивают выживание. Они осуществляются на бессознательном уровне: следование за большинством, прессование слабого и подчинение сильному, деление на своих и чужих, секс, связь родителей и детёнышей, экономия сил. Именно по таким признакам перегруженный мозг производит деление на нужное и ненужное. При этом чем больше сознание цепенеет перед шквалом разнонаправленной и разноречивой информации, тем скорее инстинктивные программы срабатывают.
Поэтому одной из целей СМИ является создание такого изобилия сведений, которые и приведут сознание в состояние оцепенения. И на этом фоне они могут влиять непосредственно на подсознательные — то есть инстинктивные — структуры восприятия. А там информация, поданная под перечисленными соусами, воспринимается как истинная. Вот где Клондайк для рекламщиков!
Ну, разве это не истинно — сексуальное воодушевление на видеоряд срывающей с себя одежды топ-модели, взыгравший аппетит на показ со всех сторон дымящегося и истекающего кровью ростбифа, умиление при виде беззубо улыбающегося и тянущегося к тебе с экрана младенчика?
А то, что при этом по умолчанию, транзитом, нам подсовывают «в довесок» — духи за красавицей, бульонные кубики за мясом и памперсы за младенцем? Методично, раз за разом, изо дня в день. Инстинктивное восприятие просто связывает между собой эти видеопредъявления. Такое свойство познания было открыто гештальтпсихологами еще в начале 20 века — если одно событие следует непосредственно за другим, то они воспринимаются и запоминаются как единое целое (закон общей судьбы).
То есть — пришел покупать духи подруге — а организм вспомнил эротическое возбуждение при просмотре рекламы парфюма с оголяющейся красоткой и — цап из кучи флаконов тот, из которого топ-модель голая поливалась! То же — при выборе быстросупа с «настоящей говядиной», которая вместе с гарниром спрятана в эдаком деликатесе размером с кусочек рафинада. Зацепил его взглядом среди кучи других, мозг сопоставил название-этикетку с многократно увиденным в рекламе стейком и всё — выбор сделан без сознания, которое даже и не отвлеклось от оживленного разговора по мобильному.
Вот так всё действительно просто. И никакого 25-го кадра не нужно!
Просто, оно, конечно, просто. Но как-то не по-людски. Хочется все-таки своим умом жить. И где же выход?
Он, как всегда, под носом. Единственный способ противостояния инстинктивному выбору — наличие самому себе поставленной чёткой задачи при погружении в информационные ресурсы. А это значит — смотреть не телевизор, а конкретную программу, заниматься не шопингом, а осуществлением заранее спланированных покупок, не сёрфинговать в интернете, а заходить туда как и в туалет — за очень понятной и определенной надобностью.
Всё, других способов и выдумывать не нужно. Просто оставить себе ровно такое количество поступающей информации, которое поддаётся осмыслению. Поверьте, его как раз достаточно, чтобы преобразовать сведения в знание!
Спасибо за статью.
Почти 4 года живу без телевидения вообще. (нет потребности) Выходит — правильно. )
Похоже, что правильно. Ведь если пользоваться компьютерной терминологией по отношению к нейрофизиологии — со времени образования кроманьонца объем жесткого диска, оперативки и частота процессора наших мозговых компов не изменились. А мы сейчас на них 7 Винду пытаемся инсталлировать…