Иногда из далекого прошлого раздается звонок: «Здравствуйте, я лечился у Вас лет этак триста тому назад. Желаю снова прибегнуть к Вашей помощи, Вы мне тогда здорово помогли».
Начинаешь объяснять, что больше этим не занимаешься, на том же месте и в той же должности не работаешь. Реакция чаще такая: «Как же, у Вас ведь так хорошо получалось! И потому хочу к Вам на прием».
На уверения, что с нынешней проблемой ему нужен кто-то другой, он упорно требует встречи. Переключаешь на администратора, и всегда повторяется одно и то же: «Как вы теперь далеко и неудобно (это о центре города со всеми видами транспорта под боком и парковкой), почему так дорого (то, что мы сейчас делаем, обычно столько и стоит), почему на прием нельзя попасть немедленно (хотя и триста лет назад планомерность и регулярность были моими профессиональными принципами)». Обычно этим все и ограничивается.
Картинка типичная, но — «ложки нашлись, осадок остался». Ведь вспоминая визави, думаешь: как все было тогда? И находишь отличия вашего общения от такового с другими пациентами (многие из которых, к слову, его продолжают, находя в новых извивах нашей деятельности что-то для своего здоровья необходимое).
Основное — нежелание менять свои привычки, которые, собственно, и создали условия болезни. Как с порога мне заявила тучная дама с гипертонией, пневмосклерозом и диабетом: «Доктор, я готова принимать лекарства, которые Вы посоветуете, потому что назначения предыдущего врача не работают. Но — ни слова о диете, сигаретах и кофе!».
Наше расставание происходило, когда становилось ясно: назначения верны, планируемого результата нет. Что характерно — пациенты прекращать общение не желали! То есть пить лекарства, ходить на процедуры, сдавать анализы — пожалуйста. Менять себя — ни за что!
Такие визави хотели перевалить всю ответственность за свое здоровье и благополучие на доктора. Ну как же, они тебе доверились, ходят, платят, терпят всякое (процедуры не всегда бывают совсем уж комфортными). А доктор за все это им обязан.
Узнаете? Речь идет о желании процесса (в котором, как мы уже размышляли, больной покупает внимание к своей персоне), а выздоровление как результат отходит на второй план. И по идее (конечно же, пациентом не осознаваемой) эти отношения должны дойти до точки, при которой как раз он сам, с полным на то основанием, может предъявить доктору претензию: «Что же это Вы, голубчик, потратили столько Моего времени, Моего терпения, Моих денег, а результата так и не достигли?».
Хотя нужный ему результат — насладиться растерянностью, виноватостью, униженностью доктора! И это значит: пациент переносит на врача недовольство своим положением в «реальной» (а не «лечебной») жизни. При этом в реальной жизни он не может (что вообще-то эквивалентно «не желает») что-то менять. Вот и используются другие возможности это недовольство проявить.
А что, плохо что ли: заставить гуляющего, к примеру, мужа, если не покаяться, так хоть раскошелиться на длительное лечение у другого (!) мужчины, которого как раз и можно будет унизить за всех сволочей-мужиков!?
Или взять состоятельного джентльмена с чувством вины перед сыном от первого брака. Чувство, которое позволяет взрослому уже сыну непочтительно относиться к отцу. Несмотря на то, что отец поставил сына на вершину своей финансовой империи. Ну и почему бы не заставить врача, вполне годящегося джентльмену в сыновья, отрабатывать почитание и уважение, которого он от родного дитяти не дождется никогда?
Вот отсюда и размышления на тему: так кто же кому должен? И должен ли кто-либо? Если каждый и так получает желаемое? Даже если сам и не хочет понимать, чего же он желает?
Не претендуя на оригинальность, выскажусь.
Чего-нибудь захотеть — это значит осознать свои потребности и сопоставить со своими возможностями. Совпадает — полный вперед. Если нет — то либо не такая уж это и потребность, либо (если очень уж хочется) расширять свои возможности. Хочу я, к примеру, на Бали слетать. Уж больно тихо там без меня, да и не бывал я на чужих пляжах никогда. И билеты присмотрел, и гостиницу выбрал. Хорошую такую, без тараканов и с Вай-фаем. Вот только беда — денег нету. И, стало быть, надо заработать побольше. А как заработать побольше? Стать лучшим в том, что ты, действительно умеешь. Даже начало стремления способно уже приносить плоды.
Но ведь это надо начинать с себя! Заняться выяснением своих умений. Определением слабых и сильных сторон. Начать изучать новое. Ибо даже остановка — это уже регресс. Время-то идет. Это придется признать свои ошибки. Если повезет, то и признать такое право за другими. Научиться прощать и не ждать прощения. Работать, не ожидая поощрения, но быть строгим к результату. Любить, а не обмениваться чувствами. А еще есть спорт, окружающий мир, люди. Куча усилий, препятствий и времени. А для чего? Чтобы не стыдно в зеркало было смотреть или людям в глаза?! Какой-то неравноценный обмен. Гонять себя любимого ради эфемерного Нечто.
То ли дело обвинить других. Мало получаю?! Дык не ценят и начальник дурак. Дети и жена — тоже мешают пить пиво и жить «полной жизнью». Друзья — оказались козлами и предали меня такого хорошего. А психологи эти, так вообще с ума сошли! Начни с себя! Бред какой-то. Чего начинать-то?! Я родился — а это уже подарок миру. Его проще подогнать под себя или нового подождать. Не зря же есть умное слово «реинкарнация». Вот в следующей и заживу. А эту?! Да, ладно, как-нибудь уж доживу-поживу в этом недоразумении.
Вот и возлагается чувство вины на тех кто, как правило, поближе. Либо на тех кто покрупнее, но «по-за-глаза». А когда у тех кто рядом уже не хватает сил нести твою вину и обвинения — ты остаешься один. Не сразу, но один! И вот тогда уже нужен врач или специалист. Ну чтобы знал, что несет то, что ты не смог. Понимал тебя и не ругал…
Ведь где-то в самой глубине подсознания сознания — Ты все прекрано понимаешь и осознаешь! ТЫ — просто, бездарно и без затей просрал ТО, что не всем было дано. ТО, что не думая меняли на ТОже, но для других. ЖИЗНЬ.
Она у тебя была, ты все мог, но ничего не захотел. Хотеть — уметь — получить. Это очень сложная и тяжелая цепочка.
Вот только когда человек позволяет себе это осознать, у него появляется шанс взять жизнь в свои руки…
Дык, дурак, осознающий, что он дурак — наполовину гений. А меня так и вовсе однажды накрыло осознание, что я — дебил. Удалось ли что-то поменять?! Считаю, что да. На это ушло 3 года. Процесс и сейчас идет, но уже более плавно. И когда в голове прояснилось, то ощущение, действительно, было такое, как будто глаза по пояс вымыты с хозяйственным мылом. Качественный переход был.
А насчет того, кто кому должен?! Считаю, что никто и ничего никому не должен. Ибо взваливать ответственность за свою жизнь на других — это верх эгоизма и инфантильности. За свое счастье ты отвечаешь сам.
Обрети дух мирен и вокруг тебя спасутся сотни (с)
Кто кому должен? Мне кажется одно должествование неоспоримо: родитель ребёнку (обеспечить становление), остально уже будет с «если». ?..
И даже такое долженствование не обязательно. Во всяком случае — это новейшее изобретение цивилизации.
Не понимаю… Ведь это даже на уровне инстинкта закреплено: иначе кирдык виду?..
Посмотрите книжку «Психоистория» (в интернете она представлена в свободном доступе). Там довольно подробно описаны исторические источники, в которых дается картина соответствующего эпохе отношения к детям. Многое после ее прочтения встало на свои места.
Уже не первую неделю читаю. Но более всего нравицца ваш стиль изложения. Чем-то даже на Каганова похоже. Прямо на раз все прочитываю.