Дети могут не слушать нас еще и потому, что мы, даже сами этого не осознавая, не уверены в правильности того, что мы им говорим. Вроде бы вещи дельные, нужные и важные, но что-то такое по их поводу в нас еще существует, что где-то, в глубине души, мы сами с ними не согласны, где-то прячем от самих себя какой-то протест по их поводу, какое-то нестроение. А социологи в середине двадцатого века уже сказали: то, что мы скрываем от самих себя, отчетливо видно окружающим.
Тут дети все и замечают. И для них наше возмущение по поводу их чего-то неправильного звучит по меньшей мере неубедительно. Ребенок ведь еще пока очень чувствителен и поэтому ориентируется на чувства, а не на слова. И если он чувствует, что для любимого им родителя это действительно важно, то он услышит, пойдет и сделает. Ну а если почувствует сомнение, а то и протест, как бы глубоко от самого протестующего он бы ни был спрятан, то и ничего, кроме такого же протеста от ребенка ожидать не выйдет.
А если понять, что ребенок — это такая вот лакмусовая бумага истинного отношения взрослого к собственным требованиям, то и возникает возможность с этим отношением разобраться.
И много еще с чем, что делает человека безвольной игрушкой непонятно кем, когда и по каким поводам сказанного слова «должен».
«Юности честное зерцало» на долгие годы стало руководством о правилах хорошего тона и поведения в обществе. Популярность издания у современников была так велика, что в том же 1717 году книга была выпущена ещё дважды. А в 1719 году книга вышла уже четвёртым изданием, и неоднократно переиздавалась вновь вплоть до конца XIX века .