Походка – дело серьезное. И не для топ-модели даже, а для обычной, ежедневной жизни. Вроде понятно: ходим неправильно – усиливаем нагрузку на позвоночник и суставы, забиваем мышцы, нарушаем кровообращение. Знаем про это? Конечно, знаем. Сколько раз, глядя на свое отражение, даем зарок ходить с гордо поднятой головой, расправленными плечами, пружинящим шагом. А хватает нас потом от силы до первого телефонного звонка. Потому что привычка – страшная сила. И сидит она как раз в том двигательном образе самого себя, который существует годами.
Правильно, если позвоночнику приходится в школе, потом в ВУЗе, потом в офисе поддерживать склонившуюся над столом голову, то он и приобретает привычку находиться в таком положении, даже когда хозяин передвигается ногами. И при сидении-лежании во время игры за компом позвоночник все равно согнут, чтобы лицо вперивалось в монитор.
Конечно, можно и нужно противостоять этой привычке, хотя бы с помощью всяких гимнастик, распрямляющих позвоночник и укрепляющих ненужные для протирания штанов ноги. Разрушать порочное положение (это в ортопедии название такое многозначительное) с помощью велика, бадика, бассейна, доски, роликов, коньков и тому подобных фичей. Но главное – не мешать своим маломесячным чадам формировать эту самую походку!
Тут сразу два момента важны. Первый – это когда ребенок уже ходит, следить за своей осанкой при нем. Потому что он вас обязательно будет копировать. Причем, во всем: как сидите, как двигаетесь, каким пальцем в носу ковыряете. И окружающие очень быстро скажут, что он – точная ваша копия. Так что будьте аккуратны.
Второй момент – пока еще чадо не передвигается с помощью ходьбы. Хотя, конечно, этот момент наступает раньше первого, но не суть. А суть в том, что если вы хотите ему помочь – вы должны не помогать! В смысле – не поддерживать его под мышки, или за руки, не запихивать его в ходунки. Так он не ходить научится, а перебирать ногами, повисая на вас. Совсем как человек с парализованными ногами опирается на костыли, перетаскивая ноги. И потом всю жизнь будет так ходить по привычке.
А как же надо? – спросите вы. А надо так: рано или поздно этот товарисч (или гражданка) научится вставать в полный рост, держась руками за прутья кровати (если он в ней) или за любые ножки (если он не в ней). Будет так стоя подвисать, вихляясь в суставах. Потом, естественно, падать. Но падать нормально – как мешок с картошкой – плюхаясь на попу. Переворачиваться, подтягиваться к опоре и вставать опять. Постепенно научится крепко стоять на ногах, используя теперь опору только как поддержку. А потом уже сам сделает первый и все остальные в своей жизни шаги. Естественно, регулярно приземляясь на тот же пятый элемент. И затем, научившись ходить и падать, освоит настоящее стояние. Это когда его перестанет качать как пьяного ковбоя и он сможет останавливаться, не валясь при этом.
Каждый момент такой последовательности очень важен. Но вы вполне можете ее разрушить. Потому что если будете хотеть ускорения сего процесса, то неизбежно возьмете юного пехотинца за подмышки или кулаки. Он, радостный, естественно обопрется на вас. То есть двинет головой и корпусом вперед. И будет потом как Петр I на известной картине – ходить стремительно и размашисто, падая на переднюю ногу.
Чем это чревато? Правильно, падением со всей дури вперед, ничком, с неизбежным повреждением морды лица или, непонятно, лучше ли – выставленных перед собой рук. Пока мелкий – падать невысоко и не очень травматично. А когда перерастет папу? Комментарии излишни.
Так что позвольте уж ребятенку научиться хождению, падению и только потом – стоянию самому. Навык останется на всю жизнь. И даст несколько возможностей. Самая главная – правильно падать в любой ситуации. Не задумываясь об этом. Вторая – иметь центр равновесия где положено. То есть там, где у Ваньки-встаньки, неваляшки, нихонской куклы-Дарумы. Наклонился в любую сторону, сел или перекатился в крайнем случае, встал, отряхнулся, пошел дальше.
И если мешать-помогать не будете, то отпрыск ваш получит в подарок на всю оставшуюся то, чему в старшем возрасте за деньги на секциях единоборств обучают, а потом тренировать постоянно надо – страховку.
Запомните: Вы можете быть уверены, что ребенок ходит правильно, только после того, как он освоил именно такую последовательность: идти, падать, стоять. Естественно, на своих двоих. Это, кстати, самый первый и самый конкретный вид самостоятельности.
Так что прикиньте, пока не поздно, что вам ближе: сказать как можно раньше другим мамампапам: «А мой уже пошел!» (естественно, не заморачиваясь, как). Или знать: все, что он делает, он делает с естественной основательностью, которая потом не подведет?
Совершенно точно!
Спасибо большое за, как всегда, полезный и профессиональный совет!
Как раз доченька делает первые попытки вставать.
Спасибо за ценные советы, написанные человеческим языком! Мое чудо пока учится ползать.
А ползанье это принципиально важный способ перемещения тела ребенка в пространстве. В ортопедическом аспекте — ползанье это основной тренажер мышц спины и таза для их подготовки к ходьбе и бегу. Чем лучше и дольше ползает, тем лучше ходит и бегает.
…жаль, что никто ВОВРЕМЯ акцент на этом не делает. А потом бывает поздно…
Думаю, что те, кто не относится к этому как к необходимости, озабочены совсем другим. Из ребенка ведь можно вылепить разное. Вот в древней Индии, например. Принцессам с рождения туго перевязывали одну стопу. И они на всю жизнь оставались неспособными ходить. А это был признак элитарности, чтобы носили на руках или в паланкине. И тут похоже: зачем осанка в офисном и автомобильном кресле? Зачем на нее время терять? Лучше потратить его на подготовку к социальному положению, предполагающему офисное и автомобильное кресло…
А я ещё думаю -многие люди потеряны в информационном пространстве, не умеют фильтровать нужную информацию от бесполезной, не говоря уже о жизненных приоритетах… А может одно из другого и следует?
Думаю, что фильтруют. Только у всех фильтры разные. И, к сожалению, самый частый — это когда отсеивается то, во что нужно вникать.