Есть дети, которые все схватывают на лету, соображают и действуют быстро. Они активны и легки на подъем. Попроси их что- то сделать — отнекиваться не будут. И это, конечно, здорово.
Только вот не всегда такой ребенок делает то, о чем его попросишь. То есть, он, конечно делает, но как- то не так. Ты, к примеру, просишь его сходить за отверткой. Он принесет, но не плоскую, а крестовку. Или вообще ключ гаечный.
Почему так? А потому что слишком быстрый — не дослушал, сорвался помогать. Слово «отвертка» для него — главное. Вот и принес первую попавшуюся на глаза(ключом ведь тоже гайки отворачивают).
У ребенка запросто возникают проблемы в отношениях с окружающими. Потому что если с ним о чем-то договориться, то не факт, что вы договорились об одном и том же. Ведь он услышит только часть договора и исполнять будет именно ее. Например, если вы договоритесь встретиться в такой-то день, в такое-то время, в таком-то месте, то что он усвоит из этого, а что пропустит мимо ушей — не понятно. И в результате или приедет вовремя, но не туда, или туда, но не тогда. С возрастом количество контактов и договоренностей увеличивается в разы, число проколов закономерно возрастает. Так что прослыть необязательным очень просто.
Почему же это происходит? Дело в том, что у мозга есть такая функция — вероятностное прогнозирование. Он все время просчитывает варианты того, что будет, исходя из предыдущего опыта. Ну это как при наборе на планшете или смартфоне — только начал новое слово, а он предлагает его дописать. Если не попал — добавляет в память новый вариант и в следующий раз предложит больше и точнее.
Такая функция есть у каждого человека. Вот только у того, кто обладает с детства «разогнанным процессором», на основе этой функции формируется привычка не дослушивать. Ему же надо все успеть, везде побывать, всюду отметиться. И не тормозить, включая разум. Схватил слету начало фразы: » Встретимся на Ново…», достроил «…слободской» (хотя могло прозвучать «…кузнецкой» или вообще «…й Риге»), передвинул 15 на 5 и рванул дальше.
Привычка пользоваться преимущественно смысловыми догадками меняет этот самый смысл до неузнаваемости. Но тот, кто ей пользуется, этого не знает! Ему сказали, он все понял, кивнул утвердительно… и сделал наоборот. А потом искренне удивился, почему на него всех собак спускают.
Что тут можно поделать? Во-первых, и в-главных, признать за собой такое качество. А дальше планомерно тренировать торможение. Во время разговора делать запись того, о чем договорились. Не стесняться перед расставанием еще раз убедиться, что понял и записал правильно. Вечером обязательно свести все накиданное в календарь с кратким резюме — о чем были переговоры, о чем будут в следующий раз, что надо к них подготовить. Накануне запланированной встречи осведомиться у визави, не изменились ли планы на завтра (заодно и ему напомнить, если он такой же разогнанный). Родных и близких не стесняться просить повторить, так ли их понял.
А самим родным и близким, если они подозревают наличие такой особенности, быть конкретными в просьбах и условиях, проверять перед окончанием беседы, так ли понято ими сказанное, не требовать многого и сразу, не обижаться, не сердиться, не мстить тем же самым «невниманием». И так потихоньку прийти к тому, что ваше чадо в общении хотя бы с вами не будет опаздывать, делать не то и не тогда, оправдываться и чувствовать себя заранее виноватым.
Ну а главное — научится притормаживать. И успевать, не проскакивая мимо нужного поворота, а потом лихорадочно ища способ к нему вернуться…
Часто замечала и за собой, и за родными, спасибо вам. Теперь не так страшно, и знаю что делать.