Подумалось вдруг, что негативные прогнозы экономистов имеют и оборотную сторону. Ведь по сути о чем эти прогнозы? О том, что мы будем жить хуже, чем жили до этого: упадет уровень доходов, кто-то разорится, кто-то теперь будет зарабатывать меньше, следовательно, не купит новый автомобиль, не потянет привычный отдых за границей и вынужден будет прозябать на даче. Кому-то придется отложить свадьбу — нет денег на белый лимузин, обязательный умопомрачительный наряд невесты, загородный ресторан на пятьсот человек и круизный лайнер.
Ну и далее по списку.
А в чем же тут позитив? Очень просто — те, кто заранее страдает от того, что теперь у него всего этого не будет, совершенно не думают о том, что ведь самое главное — они будут живы.
Парадокс — давние эпидемии, резко уменьшавшие количество оставшихся в живых, делали этих оставшихся богаче, а не беднее. Ведь того же продовольствия становилось на количество едоков неизмеримо больше, товаров — тоже. А существовавшие тогда профессии приносили больший доход каждому работнику, ведь спрос на него и на то, что он делал, возрастал неизмеримо.
А тут нам говорят — ваши доходы упадут, вы разоритесь, потому что ваш труд никому не нужен! Значит, количество производителей и потребителей останется тем же, только вот в силу обстоятельств не получится пользоваться какое-то время ставшими привычными излишествами. А, значит, если это называется рецессией, то существовавшая до сегодняшнего дня мировая экономика была построена на излишествах?
Понятно, что профессионалы в этой сфере скажут, что эти размышления примитивны — вы врачи, вот и рассуждайте здесь о своем, о вирусном — все намного сложнее и запутаннее и только профессионал- экономист — политолог может в этом разбираться. Но нам и не надо сложнее. Нам надо как можно проще. Чтобы не отвлекаться на пугающие известия, сулящие откладывание покупки вожделенного загородного дома, необходимость довольствоваться старой моделью ноутбука, закрытие сети любимых кофеен. Как-нибудь без этого обойдемся. Есть пища, есть вода, есть воздух, есть жилье. Важно не то, что будет кризис или там рецессия. Важно то, что будем мы сами.