Как бы хотелось быть ближе со своими детьми. Понимать их, быть ими понятыми.
Но это невозможно. Они смотрят вперед, а мы остаемся позади. Видим их всегда со спины. Им некогда, им надо многое попробовать. Они не хотят слушать, что мы все это пробовали, и оно оказалось невкусным. Им надо самим.
Ведь начинать учиться можно только на своих ошибках. Хотя известно, что на своих учатся дураки. Но пока на собственных не напробуешься – так и останешься в дураках. Только наполучавшись граблями по лбу можно переучиться с дурака на умного. А если сразу на чужих ошибках учиться – не будет своего опыта, который подскажет: тут можно навернуться и поэтому надо остановиться и крепко подумать.
Так что придется, хочешь не хочешь, дать детям возможность перековаться с дураков на умных. Наблюдая со стороны, переживая, но не вмешиваясь. До тех пор, пока сами не попросят помочь.
Родителю это очень тяжело. Но получается, что родитель тоже должен научиться перестать быть родителем, чтобы наконец-то им стать. Ведь нельзя же в свои к шестидесяти общаться с тридцатилетними как с трехлетними. А подавляющая часть родительско-детских отношений так и продолжается – то нос подтереть, то попу, то штаны заштопать, то посуду вымыть, то на завтрак деньги выдать, то защитить, то в угол поставить. Он ведь все еще маленький, как же с ним по-другому?
Так что приходится расставаться. Если хотим еще при своей жизни быть уверенными в том, что вырастили взрослых людей. Которые не слетят с катушек сразу после родительских похорон.
Нам же самим до этих наших похорон есть, чем заняться. Хотя кому-то придется поискать. Ведь отложили в долгий ящик все свои таланты, чтобы семья состоялась. И забыли, что отложили и куда.
Самое время найти и приумножить. А то потом – ну вы знаете, что будет.