Даосская притча повествует: два друга обрабатывали землю для посадки риса. Один выкопал большой слиток золота и забросил ее в кучу других камней. Те же два друга сидели в беседке и пили чай. Мимо промчался курьер со штандартом императора. Один из друзей встал и поклонился. Тогда другой сказал: Вы мне больше не друг.
Так происходит с любой социально-психологической общностью: она строится на совпадении и рушится на различии доминирующей ценности каждого ее члена. Надо понимать, что такая ценность является мотивационным ядром личности при всем многообразии других ее интересов. Наиболее очевидно противопоставление доминант власти и знания. О нем и говорится в притче: два человека на даосском пути познания, оказывается, идут по нему с разной целью.
Почему же золото — символ власти — не соблазнило стремящегося к ней? Оно было слишком доступно, а потому и непривлекательно. Значит, его мотивация — стать значительным лицом, признанным другими людьми за его собственные достоинства, а не за случайно подвернувшееся богатство. Даосский путь был средством, с помощью которого он шел к власти, пусть и над природными стихиями — даосы слыли магами и чародеями. Но такая власть все равно давала бы ему преимущество над людьми: они, при правильных обстоятельствах, сумели бы оценить его достоинства и, в конце-концов, представить императору, который может сделать его своим советником или даже — как это часто бывает в легендах — преемником. И именно ради такой цели он собирался усердно следовать Пути. Вполне возможно, даже не догадываясь об этом.
Но это видел другой. Скорее всего, видел давно и искал случая, чтобы показать ему, дать возможность задуматься и уже сознательно следовать своему внутреннему, давно сделанному, но до сих пор неосознаваемому выбору. И тут такая возможность, наконец, представилась. Все было настолько очевидно, что не потребовало никаких объяснений. Просто констатация факта, что пути у них разные, потому что разные ценности. Но, как известно, все пути ведут к одному и тому же. Главное, чтобы человек следовал своему. Для этого он должен понимать, к чему он на самом деле стремится, какова его цель, а что он использует в качестве средства. И чтобы он их не путал.
В данном случае понятно, что познание было для него средством, а целью была власть. И это совсем не плохо — власть так же нужна для общества как и знание. Плохо то, что он об этом не догадывался. И значит не шел по своему пути. Ведь смысл даосизма — следование естественности. То есть сообразование сознательных целей и внутренней сути. И говоря «Вы мне больше не друг», второй не осуждал, а показывал: все, ты теперь сам знаешь свой путь и больше не нуждаешься во внешнем проводнике.
Теперь это называется психотерапией. И в ней один должен так же терпеливо сопровождать другого, пока не представится возможность показать ему его суть, скрытую до этого момента за завесами воспитания, обучения, догм, предположений, опыта и здравого смысла. Не в этом ли смысл исцеления — сообразование цели и ценности?