У нас есть два противоположных и идущих рука об руку способа познания. Первый — усложненческий. Правильно, ведь чем больше знаешь про предмет, тем сложнее он. Столько всяких частей и деталей. Просто невозможное количество. И все они разные, и непонятно вообще — как, почему и зачем умещаюся в одном. И каким боком друг к другу прилажены.
Прямо хаос какой-то. А потом — раз!-все встает на свои места. Потому что усложненчество сменилось упрощенчеством. И оказалось — в каждом из многочисленных и разнообразных сторон этого множества есть что-то совсем одинаковое. И каждая из них обязательна для существования единого целого.
Можно, конечно, всю жизнь углубляться в какую-то отдельную сторону этого общего. Забыв специально о том, что оно-часть. Тогда становятся известны новые множества, из которых эта часть состоит.
И опять — хаос. Масса всякого в этой части. А потом — раз-и снова все встают на свои места. Именно как части этой самой части. Для существования этой части. Но потом опять забыли и пошли членить дальше. Усложняя и усложняя. Находя все новые и новые части, исследуя новые и новые нюансы. И так отплывая от берега, уже к нему и не возвращаясь. Потому что столько надо узнать о новой части. Чтобы потом знать все о ней. И неизбежно — не знать о соседней.
Ну и зачем о ней знать? У нас ведь есть кочка зрения. Наша позиция, центральная для понимания всех и вся. Забываем при этом, что могут быть миллионы разных таких позиций. Потому что миллионы частей и кочек зрения. А предмет — он как был один, так один и остался. Но мы этого просто не замечаем. Потому что забыли. Некогда думать о целом, невозможно видеть целое в электронный микроскоп. Или в электронный же телескоп. Там ведь столько всего! Компонуй как хочешь, систематизируй, как душе угодно!
Стоп. Что-то это напоминает. Из раннего детства. Вспомнил. Калейдоскоп — вот что это такое. Три зеркальца, сложенные пирамидкой внутри трубки. Матовое стеклышко позади. Несколько разноцветных стекляшек перед ним. Смотришь в дырочку спереди — а их столько! И узоры какие! Вращаешь — новые! И не повторяются! Чудо! До тех пор чудо, пока не разобрал конструкцию и не понял, из каких пустяков она на самом деле состоит.
Получается, что в основе всего сложного лежит что-то очень простое. Просто оно там так лежит, что с какой стороны к нему ни подступись — всегда кажется и видится что-то новое. Как у новорожденного: капризничает лежа — поверни его только на бочок — замолкнет и начнет присматриваться. Потому что новое положение тела воспринимается им как переход в другое место, которое надо заново изучить. Привык, закапризничал снова — опять повернули, опять успокоился — новое ведь, изучить надо. И довольно долго можно так ему пространства менять. Пока не привыкнет к тому, что это одно и то же. А дальше — все то же самое, только в другой плоскости. А плоскость другая, потому что он сам другой. Способный на большее. Двигаться, например. А потом садиться, переворачиваться, ползти, стоять, ходить. А потом — говорить.
Ну и дальше — то же самое. На всю жизнь. Только теперь не в реальном пространстве, а в виртуальном. Словесном. Там ведь тоже столько всего изучить надо. А потом — выдумать. И наплодить тем самым новую кучу пространств, кочек зрения, частей, схем, систем, методик, подходов.
Ну и зачем это все? А затем, что больше заняться нечем. Раньше реальное пространство громадное было, на каждого не по одному гектару. И передвигаться по нему можно было со скоростью ног, лошади-верблюда-собаки-слона. Изучай, осваивай, твори-не хочу.
А сейчас реальное пространство исхожено-изъезжено-излётано. Вокруг всего земного шарика за сутки обернуться можно. Живем так плотно, что вздохнуть некуда. Каждый клочок пространства реального многократно и непрерывно занят. Подумать хотя бы, сколько человек до тебя на этом месте в метро сидели сегодня, а сколько сядут, когда ты выйдешь.
Вот все и погрузились в себя. А что там в себе, кроме спанья, делать? Создавать новую реальность. А лучше — не одну, а много. Так что внутри у человека теперь не какие-нибудь там банальные кишки-мозги. Там чего только нет! И тебе чакры, и тебе тела астральные, эфирные, кефирные, водные, огненные, воздушные, электрические, магнитные, духи, души, я, оно, сверхъя, обиды и запреты, грибки-вирусы-братья по разуму.
Короче, сплошная телесность, а не тело. Организму в теле места не осталось. Все означено- символизировано. Одно и то же — по многу раз.
Зато дел сколько, чтоб всю эту туеву хучу изучить, объяснить, обуздать. На внешнюю активность ни времени, ни желания, ни сил.
Да ведь она никому и не нужна, эта активность. Вот если бы все были проще — тут-то бы кирдык и состоялся. Началось бы поголовное смертоубийство за жизненное пространство. А здесь — занимаешься интроспекцией, как завещал великий Джеймс. Или психоделикой — как не менее великий Джа.
Ковыряйся в себе и ковыряйся.
Жизнь длинная, тел внутри еще больше. А значит — тем для общения. Встретились с одним — пообщались на тему способов разматывания завернувшейся в узел кундалини. С другим — по поводу идеомоторных реакций. С третьей — о распределении ци в меридиане тройного обогревателя. Опять столкнулись с первым — про эмоциональную экспрессию. От четвертого получили в глаз за объяснение его поведения с позиций латентного гомосексуализма. И пошли себе, создавая образ достижения, в котором он проваливается в параллельный мир через канализационный люк. Все, день прошел не зря. Хорошо пообщались, лучше в себе разобрались.
Хорошо-то это хорошо. Да вот только помимо виртуальной жизни все-таки в реальной что-то делать нужно. Работать, к примеру. Семью кормить. Ну делаем. Но только чтобы не в ущерб глубокому самобытию. А потому — так себе. На работе присутствуем, а живем — в форумах. Там ведь тоже о себе в первую очередь. Дома — с вечера до утра — по сетке в еще одной виртуальной действительности. Где все — создатели собственной вселенной или, как минимум — партии, архистратиги, брутальные супермены, которые мочат всех остальных уродов.
Так и существуем. Там — яркие и многообразные, здесь — серые и банальные.
И поди ж ты разберись, зачем это и для чего. Для того ли, чтобы революций не устраивать. Чтобы не обращать внимания на убогую реальность и свою с ней убогость. Чтобы не захотелось что-то в ней изменить. А тем паче — измениться. Пусть уж она сама по себе, мы — сами по себе. Она же целее будет. А мы вот лучше калейдоскопчик очередной раз провернем: проще и безопаснее. И попереживаем над очередным — новым! — узором. Надо ведь хоть как-то развлечься. А то, если этого не делать — то что же делать?
Вот и получается, что усложненчество, крути-не крути сейчас важнее и правильнее, чем упрощенчество. Чтобы у каждого была своя кочка зрения. Чтобы специалистов было всяких навалом и чтобы они друг с другом не соприкасались, занятые бесконечным многообразием. Многообразием понятий, не имеющих других способов объяснения, иначе как через сложную и строго выверенную систему терминов, утвержденную в данном учении. А что это за учение — астрономия, к примеру, бахаи, или язык падонкафф — не принципиально. Главное — чтоб оригинальная кочка зрения. И чтоб встать на нее было непросто. А чтобы через посвящение новоначального. В интернете вон — сразу объяснят, за что присваивают очередные звания. За то, сколько написал-выложил- скачал-победил-народу подтащил-подгреб. Не успеешь оглянуться — а тебе уже архипочетное звание модератора или администратора! Имеешь теперь право опускать-выгонять. Власть!
И ведь щекочет нервишки! Чуточку, а греет самолюбие! На реальной работе — подай-принеси, а на суперфоруме крутых пасанов — правая рука наикрутейшего Хозяина. Это вам не хухры-мухры. Тут ежедневная бодяга, а там мы такие проблемы решаем! Такие люди туда (инкогнито, конечно) к нам за советами приходят! Мы — сила! Вот вырасту — вообще себе сайт заведу. Где буду сам писать, что хочу, и выбирать, кому звездочки присваивать, а кого выкидывать. Ну и пусть в реале я далеко не, зато тут!
Так что виртуальность, как ни крути, нужна. Как лекарство от жизни. В которой кризисы, притеснения, бомжи, инфекции, катастрофы, экология, прыщи, серость, тупизна, скукотища, обязанности. В которой лично мне места отведено не больше, чем герани в горшке на подоконнике — стой и не рыпайся. Зато в виртуале я вездесущ, всемогущ, многолик. И скоро вообще туда переселюсь как стивенкинговский газонокосильщик. А вы тут усложняйте, упрощайте себе на здоровье. Но уже окончательно и бесповоротно — без меня!…
Про «познания» понять нелегко — знаю мало. А про «виртуальность проще» — знакомо! Не могу не согласиться: привычка тратить время на виртуальность стирает ощущение того, что живёшь; потому что ничего здесь не делаешь почти, вроде как и нет меня.
Давно вопрос крутится, а куда написать не знаю: на «шапке» сайта фотография двух мужиков — кто из вас кто ?
Если бы вопрос вертелся на самом деле — можно было бы узнать в Яндексе — методики поиска прозрачны. А это для Вас и вправду имеет значение?
Дело не в том что вопрос не сформулирован, а в том, что тяжело понять мне размышления о «глубоком познании», потому что глубоко ничего не изучал.
Значения не имеет. Любопытно, фотки повесили , а не представились :)
Мужики — они в поле.