Совершенно случайно наткнулся в Интернете на один из многих сайтов, которые, помимо другой информации, имеют форум для профильных пациентов. О существовании подобных форумов слышал неоднократно, но, как говорится — лучше один раз увидеть, чем сто раз наступить.
Выяснилась масса интересного. Про то, кто мы с коллегами — врачами и психологами — есть на самом деле. Настолько интересного, что захотелось составить для себя какую-то общую картину взгляда на профессию с «другой стороны». С целью чего и посетил еще ряд такого же рода форумов.
Передо мной открылись весьма любопытные факты. Во-первых, оказывается, что для специалиста главное — срубить с больного побольше денег. Для этого у медиков даже разные схемы назначений имеются. Хочешь дешевую — на тебе препараты с побочными эффектами после минимального обследования на устаревшей аппаратуре. Готов на дорогую — протестируют с ног до головы на новейших приборах, после чего и лекарства выпишут новые, более безопасные. Положив себе за это в карман конверт с благодарностью. Понятно, что приходится, глядя на такую политику, соглашаться на дорогой вариант. А потом уж на форуме раскатывать супостатов как бог черепаху.
У ПТ (так в интернете психологи и психотерапевты их клиентами величаются) схема увода средств у населения своя — задавить умными словами и развести на большое количество консультаций. Пусть каждая из них дешевле, но чтобы и ходил дольше, обеспечивая стабильный доход. А еще — брать понемногу за письма по интернету, за телефонные звонки, за опоздания и неявки. Прямо как на Западе, откуда к нам все это и пришло вместе с самой психотерапией.
Вторая любопытная вещь — у пациентов имеется собственная такса на услуги специалистов разного профиля и ранга. То есть сумма, которую пациенты считают приемлемой для оплаты помощи в своих проблемах. А такса — это потому что они готовы платить одни деньги знаменитостям, другие деньги — остепененным, а третьи деньги — всем остальным. В общем — товар разложен страждущими по категориям.
Постепенно вырисовывается основной вопрос, который занимает всех участников таких обсуждений — как, чем и у кого можно лечиться, чтобы это было одновременно и дешево, и качественно.
Вот тут начинается полный разброд и шатания. Потому что на каждый вопрос по этой проблеме отзывается один, от силы — два советчика и масса оппонентов. Советчики рассказывают, кто и чем им помог. Оппоненты — как при их или их родственников-друзей-коллег общении с названными фамилиями-аппаратами-препаратами в лучшем случае пришлось расстаться только с деньгами и очередной надеждой на чудо. А в худшем — со всем остальным здоровьем.
Все написанное на таких форумах создает общее впечатление героического противостояния бездушной по своей сути медико-психологической клике, которая воспринимает пациента единственно как средство наживы. Или — что также безнравственно — как экспериментальный материал.
Конечно же, такое открытие не могло оставить равнодушным представителя этой самой клики. Как-то не хочет сознание сразу и безоговорочно причислять себя к циничным хапугам, оборотням в белых халатах, докторам Менгеле, которые пользуются беспомощьностью и детской доверчивостью своих жертв. Повернуло опять сознание к тем годам молодым, когда медицина была миссией, когда горели на работе, когда можно было думать только о больных, потому что зарплату-аванс платили исправно 5-го и 25-го и была возможность спокойно копить деньги на джинсы, кроссовки, машину, кооператив и похороны. Посокрушалось оно современной эпохе — да и ладно, деваться с подводной лодки некуда.
Но все же оставалось потом от этого прочтения странное ощущение чего-то еще, чего-то неочевидного, что все время ускользало от понимания при наблюдении за такими дискуссиями. Не сразу, но стало понятно: лечение обсуждается как процесс — постоянный, обязательный, непрерывный. Такой же процесс, как поддержание форм в фитнессе, свежей кожи в SPA, прически и цвета волос в парикмахерской. Или отоваривание продуктами питания в маркете — где найти дешевле, но в то же время экологичней. То есть процесс, имеющий результатом качество самого процесса. А не его итог!
Получается, что пациенты, которые обсуждают такие вещи на форумах, сами не верят в то, что могут когда-нибудь выздороветь. Не верят и все тут. Продержаться как-нибудь — это да. Чувствовать себя получше — и это да. А прекратить общаться с врачами, лабораториями и лекарствами — это нет. Оставить визиты к психологу-психотерапевту — тоже нет. Ругать, жаловаться, перебирать — да. А жить без оных — нет. То есть спрос на такие услуги устойчивый. А то бы нечего было и обсуждать.
Потому и стали теперь похожи друг на друга такие разные, казалось бы, вещи как магазин, парикмахерская и медцентр. Тем более, что медцентр — он совсем необязательно в центре. Ну понятно, когда медцентр на Таганке там, или на Невском. Но ведь они теперь и в Новой Деревне, и в Капотне. Сплошные медицинские периферические центры. Впрочем, как и торговые центры, и спортивные. В каждом микрорайоне свои. Шаговой доступности. Только сдали новую жилую многоэтажку — сразу в ней магазин, стоматология (а то и две — с фасада одна, со двора вторая), студия визажа-массажа-загара. Через каждую трамвайно-троллейбусную остановку — лечебно-диагностический центр: терапевт, хирург, психотерапевт, гомеопат, диетолог, гинеколог, уролог, ЛОР, ЭКГ, УЗИ, ЛФК, опяять же массаж, нарколог-выезд-на-дом-круглосуточно. Учитывая, что через каждые 3-5 остановок — поликлиники взрослые и детские — получается явный перебор с предложением. Не определяется он сейчас спросом. А определяется желанием-необходимостью самих врачей.
Что это за необходимость? Необходимость зарабатывать на прокорм себе и семье. Что это за желание? Желание делать это в рамках специальности. Рядом вон бизнесмены откровенно зарабатывают на перепродаже чего только возможно. А ведь ВУЗовской специальности такой — «бизнесмен» — нет. Есть юристы-экономисты-администраторы-педагоги-инженера-артисты-военные-врачи. А бизнесмен — он может взяться отовсюду. Как только решит, что знает, что где можно брать подешевле и перепродавать подороже. Схемы процесса, конечно, очень сложные, но суть одна. И не принципиально теперь, уходит ли человек в свободное плавание под названием ИП или начинает осуществлять процессы перепродажи на своем же профессиональном поприще — он делает одно и то же — перепродает.
Ну понятно, что можно перепродавать вещи (те же лекарства, к примеру). Но как быть с теми, кто зарабатывает «разговорным жанром»? Они-то продают клиентам идеи, способы поведения и свое время, потраченное на беседы. Какой же здесь бизнес-перепродажа? А такой, что сначала специалист покупает себе курсы обучения себя какой-нибудь эффективной технологии. Загружает ее в себя. А потом перепродает ее клиентам в виде идей, обучения их способам поведения и затраченного на это времени. Проучился однократно, а реализует на других не один десяток раз. И такие учебы и дипломы в рамке на стену специалист не просто коллекционирует. Опять-таки клиенты сами пишут о том, что они готовы отдавать деньги и «наблюдаться» у специалиста остепененного, сертифицированного, состоящего в профессиональном сообществе. Что тоже стоит денег. То есть специалист все это себе приобретает, а потом и перепродает по назначению.
Такие вот товарно-денежные отношения. И не участвовать в них теперь просто невозможно. Потому как если с пациента ничего не брать — это значит не гарантировать результата. Такой специалист не то что бы совсем не нужен — нет, на всякий случай связь терять не будем — но и на прием к нему никто в очередь записываться не встанет. Потому что бесплатным бывает только сыр и только в мышеловке!
Вот и получается — за деньги — дорого, без денег — неинтересно. Как клиенту-пациенту угодить?
А зачем угождать? Угождать — это значит быть зависимым. Специалисту иметь зависимость от того, кто к нему как к специалисту приходит. И тот может за свои кровные заказывать музыку: услуги — они и есть услуги, подписался — оказывай! То есть специалист незаметно для самого себя становится клиентом того, кто должен быть его собственным клиентом. Потому что римское слово «клиент» это и обозначало — человека, который за счет патриция пил-ел-гулял. И должен был всячески восхвалять и ублажать своего патрона-кормильца.
Понятно, что от такой перестановки никто из действующих лиц не выигрывает. Обе стороны продолжают получать удовлетворение от процесса лечения и становятся все более и более зависимыми от него. Специалист — потому что процесс обеспечивает его финансово, пациент — потому что находится в зоне внимания специалиста, хотя бы и потому, что он это внимание покупает.
Вот такие невеселые, но — увы!- эпохальные игры-перевертыши. Которые заставляют с еще большим вниманием относиться ко вновь приходящим: пришел ли человек за процессом, или все-таки за результатом?