Сейчас считается необходимым, чтобы специалист презентовал себя — а то как же он может быть выбран своими потенциальными клиентами, если не заявляет о себе в разных видах предлагаемых ему и окружающим вариантах саморекламы.
И обязательными атрибутами такой презентации являются его дипломы, сертификаты, звания и должности. Как спич «у меня все это есть, меня всем этим наградили профессиональные сообщества, следовательно, они считают меня действительно знающим и умеющим, следовательно, вы тоже должны считать меня знающим и умеющим и обращаться ко мне, а не иметь дело с кем-то еще, у кого таких свидетельств, а, значит, и знаний, а, значит, и полномочий нет».
И становится это все в один ряд с выставкой-продажей. К примеру — породистых кошек и собак — все медалисты, все лауреаты, все от родителей-чемпионов — чистопородных и по большим деньгам. Купить такого — значит, стать обладателем еще одного предмета гордости и зависти: ведь у меня не просто кошак, но чистокровный британец или мэйнкун. А я не просто сделал УЗИ, но в клинике «Межконтинентальный медцентр» у самого профессора-академика из телевизора.
Печально, что профессионалы вынуждены играть в такие игры, вместо того, чтобы действительно заниматься своим делом. Ведь жизнь никаких дипломов-сертификатов не выдает. А выдает только седину, морщины, да количество прожитых лет. И чем этих лет больше, тем больше из них становится отдано своему делу и приобретаемому опыту.
Но такое мало кого интересует. Главное — наличие сертификата соответствия. На упаковке. И чтобы срок годности был указан. Чем ты лучше куриной грудки или бутылки кефира? Я же плачу — и должен быть уверен, что не отравлюсь.
Вот так и происходит подмена смыслов: покупаю врача — покупаю здоровье. Бутик врачей первоклассный, товар от мировых лидеров — значит, все в порядке, в качестве могу не сомневаться, заботиться ни о чем не надо.
Включая само здоровье.