В защиту современного учебника

Родители жалуются: «Не понять, как дети могут учиться по таким… с позволения сказать, учебникам. И ошибок в них разнообразнейших полно, и закручено так, что и взрослый не всегда поймет, о чем вопрос и каков должен быть ответ». Правильно жалуются! Ведь если цитирование учебников в Комеди Клаб очень к месту — дело и впрямь серьезное.

Но должно же быть этому объяснение, кроме как: «авторы дебилы», «образование разрушено», «куда мы катимся»?

Похоже, есть. Не очень обнадеживающее. Но и не перекладывающее — что обычно — с больной головы на… другую больную голову.

Ответьте: учить детей надо? Ответ ясен — обязательно. А для чего? Тут уже есть варианты: чтобы образованными были; чтобы дурака не валяли, а делом занимались; чтобы в конце-концов стали самостоятельными (ну и еще несколько, мало имеющих отношение к реальной жизни высказываний типа — чтобы были успешными, личностями). Педагоги добавят — чтобы стали полноправными членами общества.

Вот этот ответ ведет к встречному вопросу —  КАКОГО ОБЩЕСТВА?

И тут-то все встает на свои места! Ведь если общество само не знает, какое оно, так оно и не может знать, чему надо учить новое поколение. А это значит, что планомерность обучения сменяется его стихийностью. Совсем как в природе. Ведь там многообразие нужно для продолжения жизни за счет выживания видов, наиболее соответствующих новым условиям: чем больше видов, тем больше шансов, что хоть один из многих сохранится и распространится.

И это значит, что обучение теперь тоже на всякий случай должно быть очень разным (или по-научному — вариативным): эти специальности не пригодятся, зато другие понадобятся. Позавчера — юристы-экономисты, вчера — психологи — социологи, сегодня — менеджеры-приказчики, завтра — инженеры-сколкостроевцы, послезавтра — военные-строители, после-послезавтра — филологи-полиглоты с начальным космонавтским образованием. И так — до бесконечности:хоть кто-то обществом будет обязательно востребован.

А остальные куда? В лишние люди? Но это же кошмар — 80% населения образованных, скучающих, жуирующих лоботрясов-иждивенцев на 20% что-то производящих для всех. Проще поступить так — у этих, потенциально ненужных 80% отбить охоту к обучению! Так, чтобы дотянув-таки обязательное, они с облегчением о нем забыли (или на их языке — на него забили) до конца своих дней в простых человеческих радостях: похавать, потусить, потрахаться, слупить кредит на машину и в конце-концов   с шеи отшедших в мир иной кормильцев-родителей благополучно пересесть на пенсию.

Поэтому образование сегодня — мощнейший социальный фактор отбора на целеустремленность, работоспособность, терпение, усидчивость, умение исполнять, умение соответствовать ожиданиям общества. И отменять эту высокую планку пока не для чего. Вот станет нас (что вряд ли, до очередного великого потопа во всяком случае) столько, сколько требуется не только для производства гумуса из потребленных для этого продуктов питания (величайший экологический смысл сей глобальной цивилизационной дефекации — переработка нынешней пищевой синтетики в качественное удобрение!), но и для других нужд природы и человечества — тогда-то образование получит четкий и ясный запрос от общества и очистит учебные пособия от хлама. А общество очистит все остальное от спама.

Вот тогда в чистые, незамутненные информационным шумом детские умы можно будет вкладывать разумное, доброе, вечное. Предварительно договорившись всем миром, что же все-таки это  такое…

 

В защиту современного учебника: 3 комментария

  1. Эльвира

    Пессимистично… Поскать — не найти ребёнка целеустремлённого, работоспособного, терпеливого и усидчивого с малолетства. Наверно, это ведь как привьют родители? Какую мотивацию создадут?.. Жаль, что система обучения сейчас не способствует помочь этому, а стремится разрушить. И отдать на откуп преподавателям — корректировать программу по своему усмотрению — тоже не выход, тот же человеческий фактор — кто что усмотрит? Головоломка! Не хотелось бы взрастить только очередного производителя гумуса…

  2. DOK Автор записи

    Вы, как всегда, правы — в этих условиях только от родителей зависит образование ребенка. Если в семье еще остались принципы, традиции, ответственность — значит, семья изберет наилучший образовательный маршрут и будет последовательно его осуществлять. А теперешнее сбрасывание родителями всех обязанностей на государство (часть которого школа-сад является) является самым что ни на есть способом естественного отбора. А естественный — значит — случайный, стихийный, непрогнозируемый.
    Вам это не грозит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.