Откуда берется характер

Характер — это такой внутренний стержень, который есть у каждого. А вот как и откуда он появляется — это вопрос. Попробуем на него ответить.

Есть много индивидуально-типологических черт, которые у человека потенциально возможны. То есть они даны нам с избытком  на всякий случай, авось понадобятся. Проявляться эти черты будут в ситуациях, в которых именно с их помощью организм наиболее эффективно реагирует на возникшую проблему. Чем больше однотипных проблем, тем чаще и увереннее черта проявляется. Уже у эмбриона-плода функциональные системы организма начинают формировать типичный адаптационный ответ. Из них складывается темперамент — неизменное свойство высшей нервной деятельности, которое проявляется в скорости проведения, переработки нервного импульса, реагирования на него и в силе ответа.

Мы знаем про павловские сильные/слабые  и возбудимые/тормозные черты темперамента, которые современные физиологи разделили уже на 64 подчерты. Но сколько бы их ни было, они быстро и навсегда складываются у индивида как скелет поведенческого реагирования. И этот природный (потому что врожденный, хотя и сцементировавшийся уже после рождения) «скелет» становится основой, которая дальше будет определять особенности всех сторон поведения. И переделать этот скелет НЕЛЬЗЯ. Темперамент — это индивидуальная, пожизненная настройка организма на определенный темпоритм деятельности.

Для воспитания ребенка это имеет крайне важное значение. По той причине, что развитие как мы его понимаем, обязательно включает в себя освоение человеческого образа жизни. А это освоение происходит среди  окружающих ребенка людей. И он, вне зависимости от того, понимаем ли мы это, хотим ли мы этого или нет, берет от мира не то, что мы считаем для него нужным и полезным, а то, что нужно ему самому. И если это наше, «нужное и полезное» действительно ему нужно — ребенок его осваивает. Если нет — хоть убей, не будет. Или, если достанем — очень формально (старая поговорка про это — «слышал звон, да не знает, где он»).

А темперамент тут влияет на то, с какой скоростью, силой и продолжительностью ребенок занимается любой деятельностью — от еды до учебы. Три этих качества не переделать, а вот характер на их основе может быть уже разный. И это зависит от того, как темпераментальные особенности ребенка учитываются окружающими. От них ведь никуда не денешься, но можно по-разному с ними поступать.

У подвижных воспитывать недостающую усидчивость. У медлительных — стимулировать активность. У слабых развивать силу и выносливость. Сильным давать конструктивный выход этой силе. И при этом — использовать два варианта: выращивать или ломать-строить.

Если пользоваться первым — мы обязательно должны иметь в виду, что ребенок — это растительный гибрид мамы и папы. То есть он уже не осина или дуб, а новый сорт, который имеет, конечно, сходство с родителями, но вот как он себя проявит — заранее не известно. Поэтому внимательно наблюдаем, чего ему не хватает для роста в данный момент и вовремя даем это. И тогда критерием правильности наших родительских действий становится всеобщее удовольствие — ему хорошо с нами, а нам с ним. По мере его развития забот не убавляется, но мы к ним можем подготовиться заранее, изучив общие законы, по которым любое дерево должно расти.

А если мы строим-ломаем, тогда в голове совсем другое. Что воспитание ребенка — это строительство дома, которое идет исключительно силами родителей-подрядчиков-прорабов. Место под застройку застолбили, в котлован с арматурой раствор залили, с трудом дождались девять месяцев, пока схватится — и поехали подвозить материалы и складывать из них строение. Какое спланировали и утвердили заранее на совете директоров. Кирпич за кирпичом, блок за блоком, балка за балкой. И технадзор постоянный за следованием проекту. Чтобы в конце получилось выше всех, круче всех, крепче всех!

Знакомо? Ну и при чем здесь характер?

А характер — это как раз если дерево обнести железобетонной оградой и сверху крышу поставить. Сделав, конечно, щели для связи с внешним миром. Чтобы солнца-влаги-воздуха хлебнуть и закрыться. Чтобы, не дай бог, не захотелось кому-нибудь с корнем вырвать или на танке проутюжить. А дерево и в чистом поле, и внутри железобетонного строения имеет свой срок жизни. Только это — разные деревья и для разного они в этот мир появились. Одно — путника от дождя спасти, дать веток для костра. Другое — для эстетического удовлетворения бабушки и офисного клерка, стоя в горшке у них на подоконнике. Или — для нувориша — в цинской вазе.

Хорошо, что уже есть, из чего выбирать. Но выбирать все равно придется.

Откуда берется характер: 6 комментариев

  1. Эльвира

    Интересный материал. Два варианта «выращивания ребёнков», первый для думающих родителей, можно сказать даже — мудрых, коих не так много; второй, ломать-строить — для амбициозных. У остальных дети растут, как в поле трава, в чистом виде сохраняя свой природный темперамент и формируя характер в той среде, где повезло взрастать. Вторые и третьи родители, наверно, такого не читают и к вам на приём не ходят. Или бывает?
    А можно эту ссылку в «Нач.школу» народу на ознакомление?

  2. Korael Автор записи

    На прием ходят и вторые, и третьи. В тех ситуациях, когда их схема воспитания дает осечку. Правда, привести их к пониманию «первого типа» архитрудно, хотя, порой, получается. Но когда понимаем, что не выйдет — расстаемся без промедления.

    Ссылку дать можно.

  3. Александр

    Меняется ли характер человека в течение жизни, если да, то возможно ли в зрелом возрасте (мне 27) сознательно повлиять на процесс?
    Из чего примерно состоит характер, где «записан», как узнать особенности своего характера?
    Посоветуйте, пожалуйста, толковую литературу для не специалистов.

  4. DOK

    Повлиять на свой характер можно только сознательно, а значит — именно в зрелом возрасте. Из доступной литературы на эту тему можно порекомендовать книги А.Лоуэна. Он описывает физические особенности различных видов характера и предлагает вполне посильные способы их коррекции с помощью специальных (похожих на физкультурные) упражнений.

  5. Саня

    На счет Лоуэна

    Биоэнергетический анализ в вики
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7

    Согласно современным научным представлениям, концепция существования так называемой «биоэнергии» (или «биополя») является псевдонаучной.

    Как вы относитесь к этому?

  6. DOK

    При прочтении А.Лоуэна мы в первую очередь исходили из прагматизма его теории и практики (если Вы обратили внимание на историю его общения с В.Райхом, то в ней ясно указано, что по базовому образованию Лоуэн — врач-травматолог-ортопед, который воспринял идеи Райха и базовые понятия психоанализа не с точки зрения мифического «оргона», или других психоаналитических метафор, а с позиции биомеханики целостного тела в различных двигательных актах (в частности — полового). Таким образом он использует психоаналитические метафоры (те же самые «либидо», «оральная, анальная, генитальная фазы развития» etc) для описания позно-тонических реакций и типичные «застревания» людей в них.
    Вообще такого же рода практические работы и обучение врачей ведутся сейчас вполне официально в 1 ММА.
    А по поводу нашего отношения к научности или псевдонаучности — все зависит от того, в каком контексте и с какой целью используются те или иные понятия. Об этом же достаточно понятно в вики написано.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *